Анализ чартерного авиапарка Украины

В связи с текущей чехардой на рынке чартерной перевозки Украины, Украинская ассоциация туристических агентств проанализировала флот украинских авиакомпаний с упором на чартерную перевозку.
Поскольку консультанты Travel as Art все чаще слышат вопросы касательно перевозчиков, специфике чартерных направлений, «качестве» самолетов и пр. мы решили поделиться этой информация с вами 🙂

За основу взят актуальный на 4 июня 2018 года реестр гражданских воздушных судов. Далее, по каждому из имеющихся бортов мы провели анализ полетов, используя сервис flightradar24.com. Данный сервис агрегирует информацию с ADS-B транспондеров, которыми оснащены все модели Airbus и Boeing моделей 737, 747, 757, 767, 777, 787

В результате, все борта были разделены на три категории:

  • Чартер – борт используется либо исключительно для чартерных перевозок, либо часто;
  • Регулярка – борт используется только для регулярной перевозки;
  • Нет данных – обычно такая формулировка предполагает, что борт не используется.

Например, данные борта UR-WRM а/к «Роза Ветров» четко свидетельствуют, что он используется для чартерных перевозок:

Вот, что из этого вышло:

Авиакомпаниячартеррегулярканет данныхИтого
МАУ536344
Роза Ветров51015
YanAir426
Azure Air33
Bravo31*15
SkyUP22
Air Alanna**134
Anda Air112
Харьковские авиалинии11
Итого25471082

* борт UR-CNE (Boeing 737-500) задействован, в основном, на перелетах в Иран и Ливию 
** технически один борт (UR-CRI) числится за а/к Air Alanna, но фактически принадлежит Харьковским авиалиниям, а другой борт (UR-CPJ) зарегистрирован за а/к Хорс, но выполняет рейсы под позывными Air Alanna. Отображена фактическая информация.

Таким образом, мы видим, что наибольшее количество бортов на чартерных перевозках у МАУ и Розы Ветров. Давайте же углубимся немного дальше и рассмотрим чартерный парк авиакомпаний более детально.

В сводной таблице приведен возраст и модель каждого из бортов, использующегося на рынке чартерных перевозок туроператорами.

АвиакомпанияМодель ВСГосзнакВозрастСредний возраст
МАУBoeing 737-800UR-PSZ915,5
Boeing 737-900ERUR-PSK9
UR-PSL9
Boeing 767-300UR-GEB26
UR-GEC26
Роза ВетровAirbus A320-212UR-WRM2216,6
Airbus A321-211UR-WRT20
Airbus A321-231UR-WRH13
UR-WRI12
UR-WRJ16
YanAirAirbus 321-112UR-COJ2027
Boeing 737-300UR-COG30
Boeing 737-400UR-CNP29
UR-COI29
Azure AirBoeing 737-800UR-UTQ1517,6
Boeing 737-900ERUR-AZB11
Boeing 767-300UR-AZC27
BravoDC-9-83 (MD-83)UR-COC2724
Boeing 737-300UR-CQW19
Boeing 737-500UR-CGY26
SkyUPBoeing 737-800UR-SQA55
UR-SQB5
Air AlannaBoeing 737-500UR-CPJ2020
Anda AirDC-9-83 (MD-83)UR-CPB2525
Харьковские авиалинииAirbus A321-211UR-CRI1414
Общий итог25 бортовсредний возраст 18,6 лет

На общем фоне выгодно выделяются МАУ и Роза Ветров, у которых флот новее, чем в среднем по рынку, и есть борта, которые, при необходимости, можно взять из регулярки.

Средний возраст у МАУ тянут вниз дальнемагистральные 767-ые.

У Харьковских авиалиний также хорошая репутация, а единственный борт страхуют МАУ и Роза Ветров по договоренности.

Потенциально, хорошие позиции может занять SkyUP, у них самые новые борта, но их всего два и они загружены под завязку. Желаем им в кратчайший срок нормализовать текущую полетную программу и в дальнейшем взвешенно подходить к собственным возможностям и рискам.

Выводы:
1. Общее количество бортов, обслуживающих чартерные цепочки операторов из Украины – незначительно
2. Ряд авиакомпаний оперируют всего 1-2 бортами при интенсивном графике полетов (8-15 часов в воздухе в сутки)
3. Половина авиапарка имеет возраст 20+ лет
4. Как результат, сбои полетных программ – неизбежны и к этому нужно быть готовым 🙁